446207, Российская Федерация, Самарская область, г.Новокуйбышевск, ул.Осипенко, д.12, стр.2, тел.:(846 35) 3-43-68; факс:(846) 307-49-08;
e-mail: IsaevVB@nknpz.rosneft.ru
галерея почета

Технический музей ОАО «АВТОВАЗ»

Созданный в Тольятти «Технический музей ОАО «АВТОВАЗ» уже сегодня можно назвать одним из крупнейших в России музейно-парковым комплексом. Идейный замысел музея принадлежит бывшему заместителю главного конструктора АО "АВТОВАЗ", а ныне заместителю директора по техническому развитию С.П. Прохорову.

Осенью 2000 г. на земельном участке площадью 12 га, бывшего местом стихийной свалки металлолома началось строительство музейно-паркового комплекса.

7 сентября 2001 года состоялось торжественное открытие I очереди Технического музея, приуроченное к пятнадцатилетию Научно-технического центра. К тому времени фонды музея насчитывали более 300 экспонатов, отражающих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, инженерной, радиолокационной, железнодорожной и прочей техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения. Сегодня музейно-парковый комплекс занимает площадь 38 га и насчитывает более 460 экспонатов. В 2003 году коллекцию Технического музея пополнили образцы космической техники, переданные ОАО ВНИИТрансмаш (Санкт-Петербург). Это шасси лунохода, марсоход, натурный макет шагающего аппарата, платформа с колесно-шагающим движителем, специализированный транспортный робот и др. Эти образцы созданы в единственном экземпляре.

По сообщению пресс-центра ОАО «АвтоВАЗ», некоторые экспонаты существуют в единственном экземпляре. В частности, один из главных экспонатов — дизельная подводная лодка проекта 641 «Б-307», длина которой составляет 91 метр, а высота приблизительно равна пятиэтажному дому (14 м), вес – 2 000 т.

В 2003 году администрацией Самарской области Техническому музею был вручён приз "Серебряная чайка" за высокие достижения в области туризма в номинации "Лучший объект экскурсионного показа". За 2003 год Технический музей ОАО "АвтоВАЗ" посетило более 23 тысяч человек, в 2004 году – 29 тысяч 500 человек. В 2005 году количество посетителей насчитывает около 40 тысяч человек. Это военные и ученые, школьники и студенты, ветераны и работники ВАЗа, жители и гости города. Тольяттинцы значительно пополнили коллекцию музея личными вещами: это печатные и счётные машинки, фотоаппараты, первые радиоприёмники, патефоны, граммофоны, швейные машинки, прялки и многое другое. Технический музей ОАО «АВТОВАЗ» В 2006 году технический музей ОАО «АвтоВАЗ» отметил свое пятилетие.

Созданный в Тольятти «Технический музей ОАО «АВТОВАЗ» уже сегодня можно назвать одним из крупнейших в России музейно-парковым комплексом. Идейный замысел музея принадлежит бывшему заместителю главного конструктора АО "АВТОВАЗ", а ныне заместителю директора по техническому развитию С.П. Прохорову. Музей ведет свою историю с 1998 года. Именно тогда по инициативе вице–президента АО АВТОВАЗ К.Г. Сахарова мэрией Тольятти было принято постановление "О разрешении ОАО "АвтоВАЗ" проектирования музея техники ".

Целью создания музея является формирование общественного сознания на основе культурно-исторических ценностей России и ОАО «АВТОВАЗ, воспитание молодежи с позиции патриотизма, исторической духовности, гордости за отечественную науку, конструкторскую мысль и промышленность, выпускающую передовую технику; воспитание здорового образа жизни через занятия спортом в технических секциях, кружках, клубах; организация досуга жителей и гостей города Тольятти; создание городской культурной среды; сохранение и преумножение традиций отечественной инженерной и военной мысли, визуализация российских технических достижений и патриотическое воспитание молодежи.

5 октября 2000 г. Совет директоров "АвтоВАЗа" под председательством В.В. Каданникова одобрил создание "Технического музея ОАО "АвтоВАЗ" в составе дирекции по техническому развитию. Решение Совета директоров было поддержано Советом трудового коллектива, Советом ветеранов и Профсоюзным комитетом ВАЗа. Осенью 2000 г. на земельном участке площадью 12 га, бывшего местом стихийной свалки металлолома началось строительство музейно-паркового комплекса. Дизайн-проект "Технического музея" был создан помощником вице-президента по техническому развитию М.В. Демидовцевым.

7 сентября 2001 года состоялось торжественное открытие I очереди Технического музея, приуроченное к пятнадцатилетию Научно-технического центра. К тому времени фонды музея насчитывали более 300 экспонатов, отражающих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, инженерной, радиолокационной, железнодорожной и прочей техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения.Сегодня музейно-парковый комплекс занимает площадь 38 га и насчитывает более 460 экспонатов. В коллекции музея собраны образцы вооружения времен I и II Мировых войн. Здесь можно увидеть бастионные пушки, 122-х мм гаубицы образца 1910 /1930 гг., танки Т-34- 85, ИС-3, Т-70 и чешский танк «PzKpfw 38t» «Прага», воевавший на стороне Германии, легендарная реактивная система залпового огня БМ-13 «Катюша», самоходная артиллерийская установка ИСУ-152, шведская зенитная пушка «Бофорс» и т.д. Выставлены опытные образцы техники, стоящей на вооружении современных армий: вертолет МИ-24 , дистанционно-летательный аппарат «Пчела-1ТМ», 152-х мм самоходная гаубица «Акация» 2СЗМ, самоходные пушки 2С5 «Гиацинт» и 2С7 «Пион», танк Т-80У, зенитная самоходная установка «Шилка», самолеты МиГ-29 и Миг-31, боевые машины десанта и т.д.

Представляют особый интерес грузовые и легковые автомобили отечественного и импортного производства: ЗИС-5, ГАЗ-М1, ГАЗ-51, ГАЗ-М20 «Победа» и автомобили иностранного производства: «Форд GPV», «Виллис», «Студебеккер», «Чепель».В экспозиции железнодорожной техники представлены паровозы серии «Л», «ЭР», «ТЭ», «СО-17», «ЕА», тепловоз «ТЭМ-1», три бронированные платформы, грузовая дрезина и железнодорожный мотовоз.

Украшением пока не многочисленной коллекции сельскохозяйственной техники являются трактора «Сталинец» (1954 года выпуска) Челябинского тракторного завода и владимирский «Универсал.

В 2003 году коллекцию Технического музея пополнили образцы космической техники, переданные ОАО ВНИИТрансмаш (Санкт-Петербург). Это шасси лунохода, марсоход, натурный макет шагающего аппарата, платформа с колесно-шагающим движителем, специализированный транспортный робот и др. Эти образцы созданы в единственном экземпляре. Так же в числе приобретений роторно-поршневые двигатели, разработанные специальным конструкторским бюро Дирекции по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ»; облопаченный диск двадцать первой ступени турбины ТЭЦ ВАЗа, переданный в декабре 2003 г. ОАО «Самароэнерго». Общий вес турбины более 3 тонн. Турбина ПТ-60 была первой, установленной на ТЭЦ ВАЗа, и отработала 35 лет. Все это время она обеспечивала энергией «АвтоВАЗ» и развитие всего города. На сегодняшний день ее технический ресурс выработан. Теперь она займет достойное место в техническом музее, став экспонатом, отражающим один из основных моментов развития современной техники - переход машин с паровых двигателей на паровые турбодвигатели.

В 2004 году музей пополнился самым высоким экспонатом (24 метра). Это низковысотный обнаружитель и станция подсветки целей, которые входят в состав зенитно-ракетного комплекса средней дальности С-300.

По сообщению пресс-центра ОАО «АвтоВАЗ», некоторые экспонаты существуют в единственном экземпляре. В частности, один из главных экспонатов — дизельная подводная лодка проекта 641 «Б-307», длина которой составляет 91 метр, а высота приблизительно равна пятиэтажному дому (14 м), вес – 2 000 т.

«Б-307» была построена на Горьковском судостроительном заводе в 1979 году. Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18. «Б-307» - самая большая дизельная подводная лодка в составе Военно-морского флота Российской Федерации. Моряки НАТО называют ее «Танго», русские – «Фокстрот». Субмарина тихоходна, маневренна. Несет на себе 24 торпеды и 32 противолодочные мины. В автономном плавании может находиться 90 суток. Срок боевого дежурства «Б-307» в составе Краснознаменного Северного флота составил 22 года.

В 2001 году субмарина была подготовлена к списанию и передаче техническому музею ОАО «АвтоВАЗ». К тому времени, такими же субмаринами обладали музеи Москвы, Калининграда, Гамбурга (Германия) и Брюля (Бельгия). Сначала флот хотел просто подарить лодку музею, но этого не позволили сделать федеральные власти: по закону федеральная собственность не может отдаваться даром. Пришлось музею лодку купить за символическую цену – всего за 768 тыс. рублей. Немного, если учесть, что московский музей в свое время выложил за аналогичный экспонат 48 миллионов рублей.

Подводная лодка «Б-307» должна была оказаться в Тольятти уже летом 2003 г. Однако, из-за того, что в Баренцевом море при транспортировке «К-149» произошла трагедия, в результате которой погибли люди, Министерство ВМФ потребовало, чтобы при транспортировке в Автоград «Б-307» были усилены меры безопасности. Подготовка лодки к переходу из Кронштадта в Тольятти шла несколько месяцев. Лодка была тщательно загерметизирована, ее освободили от твердого и жидкого балласта общим весом в 354 т, демонтировали ряд узлов и установили на понтоны. На понтонах с помощью двух буксиров «Б-307» начала свой долгий путь в Тольятти из Финского залива по Неве. За одну ночь эшелон длиной около ста сорока метров прошел все восемь мостов Санкт- Петербурга. Столь же успешно эшелон прошел Ладожское, Онежское и Белое озера, Рыбинское водохранилище. В экипаже сопровождения лодки стояли несколько вазовцев, специалисты спасательно-поисковых работ ВМФ и главный консультант по подготовке подлодки к переходу – мичман Михаил Голотюк, который отслужил на этой лодке долгие годы.

Будущий экспонат музея пришвартовали в тольяттинском речном порту, а потом отогнали в поселок Приморский, где для «Б-307» был специально сооружен причал. Осенью 2004 года субмарину вытащили из воды на сушу, а зимой 2005 года ее по специально расчищенной дороге длинной в 4,5 км доставили в музей. Перед тем, как извлечь субмарину из воды, тольяттинские инженеры специально ездили в Кронштадт, чтобы посмотреть, как поднимают подводные лодки на берег для ремонта. Это очень сложная операция, к которой готовились целый год. До музейной площадки субмарину катили по льду. От берега Волги «Б-307» буксировали 9 военных тягачей БАТ на гусеничной тяге. В общей сложности, для транспортировки подлодки было задействовано 15 единиц военной техники, специально выписанные для этой цели с военного полигона в Тоцком.

До появления подводной лодки самым большим экспонатом в техническом музее являлся бомбардировщик ТУ-16. Но, когда установили субмарину, по сравнению с гигантской подлодкой бомбардировщик показался просто игрушкой.

По словам первого заместителя мэра Тольятти Николая Ренца, подводная лодка городу необходима, чтобы традиции не были потеряны. Лодка станет предметом гордости, данью нашей истории. Это знак уважения, показатель качества и уровня инженерной техники Советского Союза, России.

Несомненно, «Б-307» — гордость отечественного подводного флота и рукотворный памятник создавшим ее горьковским конструкторам. Конструкторам, которые не только навечно вписали свои имена в историю Военно-Морского флота, но и показали, насколько наша инженерная мысль обогнала идеи зарубежных ученых. Доблестью советских и российских инженеров восхищаются во всем мире: «близнец» «Б-307» — дизельная лодка «Б-515», уже несколько лет стоит в Национальном музее в Гамбурге – колыбели военного флота. Уникальность музейного экземпляра в том, что, в отличие от других подводных лодок, приобретенных музеями, тольяттинскую субмарину транспортировали от Кронштадта до Автограда целиком, не разрезая судно на части. Ничего подобного в мире еще не случалось. Аналогичные субмарины, купленные другими музеями всегда перевозили по частям. Их разрезали, потом, доставив, на место сваривали, окрашивали и т.д.

В 2003 году администрацией Самарской области Техническому музею был вручён приз "Серебряная чайка" за высокие достижения в области туризма в номинации "Лучший объект экскурсионного показа". За 2003 год Технический музей ОАО "АвтоВАЗ" посетило более 23 тысяч человек, в 2004 году – 29 тысяч 500 человек. В 2005 году количество посетителей насчитывает около 40 тысяч человек. Это военные и ученые, школьники и студенты, ветераны и работники ВАЗа, жители и гости города. Среди почетных гостей члены правительства В. Матвиенко, С. Кириенко, летчик – космонавт Г. Гречко, композитор В. Шаинский.

Тольяттинцы значительно пополнили коллекцию музея личными вещами: это печатные и счётные машинки, фотоаппараты, первые радиоприёмники, патефоны, граммофоны, швейные машинки, прялки и многое другое.

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ